"Мифы прошлого или устаревшие догмы собаководства"

Аватара пользователя
Zoopsycholog
baby
baby
Сообщения: 75
Зарегистрирован: 11 мар 2007, 17:44
Откуда: Киев
Контактная информация:

"Мифы прошлого или устаревшие догмы собаководства"

Сообщение Zoopsycholog » 27 окт 2008, 17:29

Как и любая наука, кинология постепенно изменяет свои представления о сотрудничестве собаки и человека. Совершенствуются методы, какие-то знания устаревают, накопленный опыт рождает новые взгляды в развитии пород собак и их дрессировке.
Хочу рассказать Вам о некоторых стереотипах, уже потерявших свою актуальность.

...Миф третий: навыки дрессировки не передаются по наследству.
Многие со школы знают - по наследству можно передать черты характера. И уж точно нельзя передать знание чего-либо. В пределах десяти поколений и правда это сделать нелегко. Однако есть мнение (подтвержденное фактами), что некоторые навыки послушания и дрессировки у собак передаются от поколения к поколению.
Наиболее наглядно это видно у пород, к племенному разведению у которых допускаются только собаки, прошедшие обучение. Мой личный 19-летний опыт дрессировки собак является для меня лучшим доказательством этого факта.
Щенок немецкой овчарки (из хорошей племенной линии), в свои 30 дней от роду, на прогулке начинает идти слева от меня около ноги...
Щенок добермана, 2,5 месяцев, приносит игрушку и отдает её прямо в руки, садясь передо мной в ожидании...
И таких примеров очень много. Собаки служебных пород, история разведения которых более 100 лет, обучаются командам раза в 2-3 быстрее остальных. И не только благодаря их устойчивой нервной системе и типу нервной деятельности. Они как будто вспоминают немного подзабытые навыки, а не учат их заново.
...

Автор: Анастасия Пятницкая, инструктор по дрессировке, эксперт FCI, зоопсихолог, дипломированный кинолог.
Источник:«Зоо Price»

НИЖЕ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ОТВЕТ НА ПОДОБНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ:

Наследование приобретённых признаков

Несмотря на то, что официальная наука уже давно дала отрицательный ответ на вопрос о наследовании приобретённых признаков, время от времени он всплывает на поверхность как в науке, так и в практике. В качестве "доказательства" наследования подобного признака приводят, например, тот факт, что у собак тех пород, которым на протяжении многих поколений купируют хвосты, значительно чаще встречаются разнообразные их дефекты: укорочение, искривления, изломы и т.п. Это действительно так, но связано с тем, что в других породах собак с укороченными или искривлёнными хвостами обычно не допускают к разведению. Поскольку же подобные аномалии обусловлены генетически, то в популяциях собак с хвостами нормальной формы и длины под воздействием отбора происходит постоянное понижение частоты данных аллелей. В породах, где хвосты традиционно купируют, носители этих генов остаются в разведении.

Кстати, классическим экспериментом в генетике, отрицающим наследование приобретённых признаков, является работа знаменитого Вейсмана, который в течение 24-х поколений отрезал хвосты мышам. В результате этих опытов мыши так и остались с хвостами нормальной длины и формы. Никаких дефектов хвостов у экспериментальных мышей не отмечалось, но для них они в принципе не характерны.
Одну из "болевых" точек практического собаководства представляет собой проблема, связанная с наследованием условных рефлексов. В большинстве руководств по служебному собаководству можно прочитать, что, если собак-производителей не дрессировать, то от них будут рождаться глупые щенки. При этом авторы часто ссылаются на эксперименты И.П.Павлова, якобы доказавшего, что условные, т.е. приобретённые, рефлексы передаются по наследству.
В действительности дело обстояло следующим образом. В 20-х годах прошлого столетия в лаборатории И.П.Павлова был проведён эксперимент на мышах, целью которого было выяснение возможности передачи по наследству навыка ориентироваться в лабиринте. Данный эксперимент проводился следующим образом. Мышей обучали пробегать лабиринт. От обученных мышей получали потомство, которое снова обучали. Подобным образом продолжали действовать на протяжении 10 поколений. В результате проведённых опытов оказалось, что скорость пробегания лабиринта от поколения к поколению постепенно увеличивалась, и потомки 10-го поколения обучались заметно быстрее, чем мыши исходного. В результате этой работы были сделаны выводы о том, что условные рефлексы могут передаваться по наследству, о чём в 1924 году была опубликована статья, получившая довольно широкую известность.

Однако спустя некоторое время у И.П.Павлова возникли сомнения в правдивости полученных результатов и выводов, сделанных из них. Сотрудники его лаборатории тщательно проанализировали методику проведения эксперимента и пришли к выводу, что скорость пробегания мышами лабиринта в большой степени зависела от поведения экспериментатора. В ходе опыта мышь сначала вылавливали из жилой клетки, затем помещали в стартовую камеру, с треском открывали задвижку при входе в лабиринт. Все эти действия пугали зверька, поэтому требовалось некоторое время для его адаптации и погашения возникшей у него вследствие испуга пассивно-оборонительной реакции. В процессе работы экспериментатор постепенно учился действовать всё более и более аккуратно, и стал меньше пугать мышей перед опытом и в ходе него. В результате мыши стали тратить меньше времени на адаптацию и стали обучаться быстрее. Так И.П.Павлов пришёл к выводу, что различия в скорости обучения пробежки в лабиринте у мышей разных поколений были вызваны погрешностью в методике проведения эксперимента.
Позже данный эксперимент был повторен в автоматизированном варианте, и, как показали опыты, никакой разницы между мышами первого и последнего поколений не обнаружилось. В связи с этим великий учёный опубликовал своё отношение к этому вопросу в письме, напечатанном в "Правде" (13 мая 1927 г. № 106): "Первоначальные опыты с наследственной передачей условных рефлексов у белых мышей при улучшении методики и при более строгом контроле до сих пор не подтверждаются, так что я не должен причисляться к авторам, стоящим за эту передачу".

К сожалению, это письмо оказалось быстро забыто.
Проблема наследования условных рефлексов интересовала и других учёных. Эксперименты, связанные с последовательным от поколения к поколению обучением, были проведены на животных целого ряда видов, и показали аналогичные результаты. Поэтому в настоящий момент разногласия среди большинства учёных по этому вопросу практически отсутствуют. Вопрос о наследовании условных рефлексов – индивидуальных приспособительных реакций организма, осуществляющихся посредством нервной системы, – частный случай идеи о наследовании любых приобретённых признаков организма. Эта идея - некогда предмет ожесточённых дискуссий – ныне окончательно отвергнута. Все опыты, которые проводились для доказательства наследования приобретённых признаков, при проведении правильно поставленных экспериментов не подтвердились.

Те различия в способности обучения, которые наблюдаются у животных, связаны со многими факторами: типологическими особенностями их высшей нервной деятельности, способностью к определённым формам обучения, степенью выраженности оборонительных реакций и т.д. Необходимо отметить, что обучаемость является наследственно обусловленным фактором. Поэтому отбор собак по рабочим качествам служит исключительно важным моментом племенной работы.

"Полную версию" и обсуждение можно посмотреть тут:
http://www.fireenergy.ru/forum/viewtopic.php?t=1775

Дрессировка собак с проблемным поведениeм.

У Вашей собаки проблемное поведение?

Она уже однажды рычала или пыталась укусить кого-либо?
Она бывает иногда непослушной или трудно контролируемой?
В доме случается нечистоплотное поведение?
Она бывает иногда назойливой или требовательной?
Она создает проблемы, когда ее оставляют одну?
Она вступает в конфликты с другими собаками?
Она ведет себя иногда беспокойно и нервно?
Вам часто приходится ругать или наказывать ее?
Может быть, она необычно сильно пуглива?
Вы замечали в последнее время изменения в ее поведении?
Вы стали испытывать раздражение после прогулок или общения с ней?

Если Вы ответили «да» даже хотя бы на один из этих вопросов, oбратитесь к консультанту-зоопсихологу!

Профессионал в области поведения животных (стаж 32 года, ст. научный сотрудник) обучит Вас правильно интерпретировать и корректировать поведение Вашего питомца.

тел. +38 (067) 441-33-65, +38 (050) 612-63-86. Сергей Григорьевич. Киев.

Большинство серьезных проблем в поведении домашних животных легко предотвратить, если Вы знаете, как на них реагировать.

Подробнее в очерках на сайте:
http://www.zoopsycholog.io.ua/
Зоопсихолог - профессиональная дрессировка, воспитание и коррекция поведения
+38(067)441-33-65 http://www.zoopsycholog.io.ua/

Вернуться в «ЗООПСИХОЛОГИЯ ( в помощь слушателям курсов)»