Собачьи бои глазами зоопсихолога

Аватара пользователя
Zoopsycholog
baby
baby
Сообщения: 75
Зарегистрирован: 11 мар 2007, 17:44
Откуда: Киев
Контактная информация:

Собачьи бои глазами зоопсихолога

Сообщение Zoopsycholog » 26 окт 2008, 16:40

Бои глазами зоопсихолога

Мысль, что невозможно разводить рабочую породу без проверки рабочих же качеств, отнюдь не нова, равно как не нова идея, что бои являются тем самым тестом, что позволяет определить оные качества. Остаются лишь вопросы, насколько такой тест проверяет именно искомые рабочие качества волкодава и можно ли вообще бои приравнивать к тесту.

Сразу подчеркну, что зрелище двух дерущихся кобелей не вызывает во мне ни эмоционального, ни профессионального протеста. Совершенно очевидно, что для социальных хищников, к которым относится собака, физическая схватка двух самцов есть один из многих (именно многих!) способов оценки собственных возможностей, методов подкрепления самооценки и, соответственно, получения социальной оценки и, в конечном итоге, бой, или непосредственный агрессивный контакт способствует отбору наиболее адаптивных генотипов. Говоря русским языком, кто сильнее и выносливее, в том числе и в драке, тот и щенков плодит, а прочие могут отдыхать и сил набираться, авось, в будущем повезет.

Коль скоро речь идет об очень хорошо вооруженных социальных хищниках, то любой их агрессивный контакт достаточно (обычно в очень высокой степени) ритуализирован, т.е. противники стремятся не искалечить друг друга физически, а, прежде всего, сломить морально; вынудить соперника признать собственную слабость и неготовность продолжать столкновение.

С точки зрения эволюции вида это более чем логично. Любой бой без правил, любая драка, направленная на убийство, ведут к гибели одной особи и увечьям другой. В результате подобной стычки страдают не только "тяжущиеся стороны", но и стая в целом. Ведь, если в ходе одной-единственной драки, пусть даже без смертельного исхода, пострадали и оказались неработоспособными два взрослых кобеля, то на плечи всех остальных легло дополнительно бремя по защите территории стаи, им приходится охотиться ограниченным составом. Это чревато резким повышением риска погибнуть или опять-таки покалечиться; помимо суки (течной, беременной, с малыми щенками – нужно подчеркнуть) в нахлебниках оказываются два здоровых (в смысле размеров) лба. Таким образом, бескомпромиссный бой двух матерых кобелей стае несет одни убытки, да и им прибыли не дает, поскольку пока забияка поправится после драки, сука уже повяжется с задохликом, который ни в какие "разборки" не лез.

Во избежание подобного в бою исключены приемы, направленные на убийство и тяжелые травмы, т.е. хват за передние ноги, в живот, в пах, за мочку носа и т.п. Более того, признающий поражение кобель может принять позу полного пассивного подчинения: на спине, открытым брюхом вверх, голова отвернута в сторону, и это полностью блокирует агрессию победителя. Побежденный может просто бежать, поджавши хвост, и этого тоже достаточно для прекращения схватки.

При стычках кобелей в пределах стаи вся ритуалика соблюдается в полном объеме. При встрече незнакомых кобелей на нейтральной территории сначала следует взаимная психическая атака: обмен угрожающими взглядами, демонстрации угрозы. На этой стадии вполне возможно бесконтактное разрешение конфликта, когда один отворачивается и уходит, а второй, продемонстрировав свое превосходство, возвращается к прерванным делам.

Вопрос первый: наблюдаем ли мы ритуальное поведение на боях? Отнюдь не всегда, более того, зрителям ритуалы мало интересны, они хотят контакта и желательно жесткого. Отсюда, кобелей провоцируют на переход к собственно поединку, минуя этап угроз. Зачастую, хоть по правилам боев это и запрещено, побежденного кобеля возвращают в ринг (в яму), а то и набрасывают на спину уходящего победителя, после чего рыцарская дуэль превращается в драку у пивной.

Более того, хваты за ноги, в живот, в пах не считаются противоестественными.

Вопрос второй: как соотносится стремление драться с каждым встречным кобелем, пестуемое у бойцовых собак, с присущим среднеазиатским овчаркам умением совместно работать в стае? Да никак, подобное обучение (я настаиваю на том, что в ходе боев идет именно обучение) приводит к тому, что кобель всех существ своего пола воспринимает как противников, да и течных сук к нему приходится подводить с опаской.

Вопрос третий: можно ли называть тестом занятие, которому специально обучают, и которому собака посвящает значительную часть жизни? Нельзя: тест (проверка) должен определять наличие врожденных качеств. Коль скоро технику боя необходимо оттачивать, то это уже обучение некой, пусть и специфической службе. Более того, тест проводят один, много два раза в жизни. Если собаку выводят на бои чуть ни каждое воскресенье, то это уже не тест, это работа.

Резюме. Существующую систему боев тестом называть можно лишь в угоду общественному мнению, дабы "зеленые" не расстраивались.

В принципе бои вполне могут быть и тестом, но тогда их не следует превращать в шоу и проводить с такой регулярностью. Кроме того, должна быть гарантия честной игры (допинг-контроль, анализ шерсти на отсутствие раздражающих веществ и т.д.), а пока бои являются профессиональным спортом, подобных гарантий быть не может.

Правила должны учитывать наличие ритуального поведения и поощрять красивые бесконтактные победы.

С боями связана и еще одна проблема: крайне сложно совмещать выставочную и бойцовую карьеры. Кобель, поставленный на бои, на выставках показывается из рук вон плохо. Он или таскает хозяина на поводке по рингу в попытках дотянуться до других кобелей, что делает невозможным оценить правильность его движений, либо все-таки дорывается до драки, тогда это уже чистая дисквалификация. Такую картину приходится видеть постоянно, и вряд ли стоит утверждать, что свалка кобелей в сравнительном ринге способствует прославлению породы.

Если продолжать вести отбор на бойцов без правил, то это приведет к получению собак с нарушениями социального поведения, аналог можно наблюдать, например, у грейхаундов. Эти суперборзые гоняют механического зайца только в намордниках, иначе редкий забег обходится без драки. А ведь смысл псовой охоты сводится к сложнейшему взаимодействию нескольких собак, позволяющему совместно словить очень маневренную добычу.

Идя путем боев, мы рискуем получить волкодава-одиночку. Но вот беда, одинокие волки бывают только в песенках шансонье, в жизни же, будь то в Туркмении или в России, волки ходят стаей, а она справится с любым одиноким азиатом, будь он хоть десять раз чемпион боев, шутя и не напрягаясь.

Итак, не будем в очередной раз выплескивать с водой ребенка, - нельзя разводить собак только для шоу, равно как нельзя делать азиатов сугубо для боев, - для первого уже есть пудели, а для второго - питбули. Необходим некий третий путь и вряд ли окажется очень простым делом его отыскать, а тем более воплотить в жизнь.

Е.Н.Мычко, биолог, владелец питомника "Стражи"
Бои глазами зоопсихолога Ж. "Азиат - информ", №1, 2005.
Зоопсихолог - профессиональная дрессировка, воспитание и коррекция поведения
+38(067)441-33-65 http://www.zoopsycholog.io.ua/

Вернуться в «ЗООПСИХОЛОГИЯ ( в помощь слушателям курсов)»